Правильное дыхание – одна из основ вокального мастерства. Оно обеспечивает звукоизвлечение, позволяет певцу контролировать динамику, интонацию, выразительность исполнения. Оно создает устойчивый поток воздуха, который формирует плотность звучания. Мастерство правильного управления дыханием при пении – это то, что отличает профессионального вокалиста от любителя. Этому уделяется пристальное внимание при обучении вокалу.

Виды певческого дыхания
Оно отличается от обычного осознанностью, контролем, специфической техникой, позволяющей вокалисту управлять потоком воздуха для достижения оптимального звучания голоса. В зависимости от способа использования мышц дыхательной системы и распределения воздуха принято выделять несколько видов вокального дыхания.Ключичное
Характеризуется подъемом верхней части грудной клетки и ключиц во время вдоха. Поэтому его еще называют верхнегрудным. Этот способ дышать при пении считается малоэффективным, потому что не обеспечивает достаточного объема воздуха, что важно для поддержания устойчивости звука, пропевания длинных фраз. Особенности:- относится к поверхностному типу;
- функционально ограничено – задействуются преимущественно верхние отделы легких, что приводит к быстрому истощению воздушного потока, напряжению в области шеи, плеч. Это вызывает зажатость голосового аппарата, негативно сказывается на качестве звука;
- редко применяется в профессиональной вокальной практике (не дает мощного, ровного, свободного звучания). Применяется, когда требуется быстрое, но кратковременное наполнение легких воздухом.
Диафрагмальное
Это вид певческого дыхания, при котором задействуется диафрагма (мышечная перегородка между грудной/брюшной полостями, служащая для расширения легких). Является фундаментальным для профессионального вокала, так как обеспечивает устойчивую опору звука, контроль над его продолжительностью. Особенности:- позволяет задействовать весь объем легких;
- дает возможность управлять интенсивностью, тембром звука без излишнего напряжения гортани. Это особенно важно для исполнения длинных фраз, высоких нот, динамических переходов;
- способствует расслаблению грудной клетки, шеи, плеч, что снижает риск зажимов, усталости голосовых связок.
Грудное
Предполагает использование мускулатуры верхнего отдела груди. Это позволяет исполнителю контролировать выдох более эффективно. При применении этой техники осанка должна быть прямой, обеспечивая свободное движение воздуха. Особенности:- связочный аппарат менее подвержен перенапряжению;
- техника способствует лучшей артикуляции/дикции;
- грудь при вдохе расширяется поднятием ребер, диафрагма практически неподвижна.
Смешанное
Этот вид дыхания во время пения объединяет в себе элементы грудной и диафрагмальной (брюшной) техники, позволяя певцу максимально эффективно использовать свои дыхательные ресурсы. Особенность метода:- равномерное распределение воздуха между верхней и нижней частями легких. Это способствует устойчивости звука, его объемности, длительности;
- диафрагма опускается, тем самым создавая пространство для легочного расширения, грудная клетка слегка расширяется. Это позволяет избежать излишнего напряжения в горле/шее;
- универсальность – подходит для разных стилей пения. Смешанная техника помогает вокалисту контролировать динамику звука, плавно переходить между регистрами, поддерживать ровную линию фразы.

Фазы дыхания
Это этапы, определяющие дыхательный процесс. Они обеспечивают правильное звукоизвлечение и контроль над голосом. Этапы включают в себя: вдох, задержку, выдох. У каждого из них свои особенности.Вдох
Вдыхание воздуха во время пения – это первая фаза. Она обуславливает наполненность звука, его силу, устойчивость, выразительность. В отличие от обычного, певческий вдох требует осознанного контроля, так как влияет на работу голосового аппарата и дыхательной системы. Особенности певческого вдоха заключаются в его глубине, плавности, направленности. Вокалист должен стремиться к тому, чтобы он был максимально естественным, но при этом глубоким, чтобы обеспечить достаточный запас воздуха для сложных пассажей. Важно избегать поверхностного или чрезмерно напряженного вдоха, так как это может привести к зажатости мышц. Важным моментом является использование диафрагмального дыхания, при котором воздух наполняет нижние отделы легких, а грудь остается относительно неподвижной. Это позволяет сохранить устойчивость звука, предотвратить напряжение в шее и гортани.Задержка дыхания
Это пауза между вдохом и выдохом. Она является важным техническим элементом, используемым вокалистами для управления потоком воздуха при пении. Этот прием позволяет певцу создавать устойчивые выразительные звуки, а также поддерживать длинные фразы. Умение задерживать дыхание способствует развитию дыхательной выносливости, что особенно важно для исполнения сложных вокальных произведений с длинными пассажами или высокими нотами.Выдох
Это заключительная фаза дыхания. При пении она определяет качество звука, его стабильность, выразительность. Особенности выдоха при вокальном исполнении заключаются в его продолжительности, интенсивности, направленности. Важно поддерживать постоянное давление воздушного потока, что достигается за счет работы диафрагмы и мышц живота. Это позволяет формировать насыщенный, объемный звук.
Как правильно дышать при пении
Правильное певческое дыхание позволяет сохранять силу и красоту звука, а также защищать связки от перенапряжения. Для того чтобы овладеть этим искусством, нужно понимать, как работает дыхательная система, как использовать ее возможности. Как уже говорилось, в пении чаще всего используется диафрагмальное и смешанное дыхание, при котором задействуется грудная клетка и диафрагма. При вдохе она опускается, создавая место для расправления легких, а живот слегка выпячивается. Это позволяет набрать больше воздуха, контролировать его подачу во время пения. Важно научиться дышать глубоко и равномерно:- вдох должен быть спокойным и бесшумным, без лишнего напряжения. Нужно представить, что воздухом наполняется грудь и верхняя зона живота;
- при выдохе воздух должен расходоваться постепенно, чтобы хватило на длинные музыкальные фразы. Так поддерживается давление в легких. В этот момент следует представить, что воздух выходит через рот, как будто через тонкую трубочку;
- при пении важно следить за осанкой. Прямая спина и развернутые плечи позволяют легким работать в полную силу, обеспечивая свободный дыхательный процесс без зажима в плечевом поясе.
Что делать, если не хватает дыхания
Опытные вокалисты в такой ситуации рекомендуют:- регулярно работать над правильной постановкой диафрагмального и смешанного дыхания;
- тренировать выносливость дыхательной системы упражнениями (о них – в следующем разделе). Также полезно практиковать пение на одном вдохе, постепенно увеличивая длину пропеваемых фраз;
- если не хватает дыхания при пении, то нужно проверить осанку. Спина должна быть выпрямлена;
- если в вокальной партии есть сложные моменты, то нужно разбить фразы на более короткие или использовать так называемое «цепные вдохи» (быстрый вдох в паузах между словами);
- перед пением нужна разминка: несколько упражнений на дыхание и вокал.

Упражнения для вокалиста
Специальные занятия помогут развить технику, расширить диапазон, улучшить дикцию, укрепить дыхательную систему.Упражнения для певческого дыхания:
- «Руки вверх». Встать прямо, руки опущены вниз. Поднять руки, одновременно делая медленный вдох через нос. Опустить руки, выдыхая через рот. Сделать 8-10 раз;
- «Свеча». Нужно представить, что перед лицом горит свечка. Затем сделать глубокий вдох носом, выдохнуть ртом, стараясь «не задуть» огонь. Повторить 5-7 раз;
- «Шипение». Глубокий вдох, выдох совместить с произнесением «шшш». Звук должен быть продолжительным. Это упражнение помогает укрепить диафрагму.
- «Гудение». Нужно закрыть рот и начать гудеть, переходя от низких нот к высоким и обратно. Это помогает расслабить связки, подготовить их к работе;
- «Скольжение». Взять самую низкую ноту в своем диапазоне и плавно «скользить» вверх до самой высокой, затем вернуться вниз. Повторить 2-3 раза.
- скороговорки. Нужно произнести одну медленно, затем повторять ее несколько раз, постепенно ускоряя темп;
- нужно пропеть гласные звуки (а, э, и, о, у) на одной ноте, стараясь, чтобы каждый звук был чистым.
- «Лестница». Нужно пропеть ноту в комфортном для голоса диапазоне, затем по полутонам подняться вверх до верхней границы, потом также по полутонам спуститься вниз;
- «Ступеньки». Следует пропеть ноты подряд в пределах октавы, делая паузы между ними.
- «Мычание». Закрыть рот, произнести звук «м», стараясь почувствовать вибрацию в области носа и лба. Это активирует головной резонатор;
- «Йа-йа-йа». Нужно спеть «йа» на разных нотах, концентрируясь на том, чтобы звук был объемным и резонировал в грудной клетке.
