«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль»
Рихард Вагнер, немецкий композитор
Искусство пения – это не только грамотная постановка голоса, правильное дыхание и соответствие нотам. Песня должна раскрывать эмоцию, воплощать мысль, словно сливаясь с внутренним и внешним миром исполнителя. Секрет действительно завораживающего исполнения весьма прост: помимо постановки голоса нужно много тренироваться и осваивать различные вокальные техники и приемы. Благодаря этому ваша песня приобретет незабываемое звучание, способные тронуть струны души окружающих слушателей.Основы техники и приемов в вокале
Различное дыхание, звуки и качество произношения позволяет добавить в исполнение новые краски, придать индивидуальность песне. Вокальные приемы – это определенные техники или методы, которые применяется для достижения необходимого эффекта во время исполнения музыкальной композиции. Несмотря на это использование некоторых методов исполнения может привести к проблемам с голосовыми связками. Этого можно избежать, регулярно тренируясь, изучая механизмы звукоизвлечения, а также подслушивая приёмы в известных песнях.
Виды вокальной техники
Какие есть вокальные приемы? Фальцет, тванг, йодль, субтон… Список вокальных техник, способных преобразить исполнение, сделать его ярким и запоминающимся, достаточно обширный. Рассмотрим вокальные приемы в эстрадном вокале.Микст
Наиболее известный вокальный приём, для которого характерен переход от одного регистра голоса к другому: например, от грудного к головному или наоборот. Основное преимущество данной техники – возможность создавать как можно более незаметные переходы, не срывая при этом голос. Также называют средним регистром. Характерным примером музыкальной композиции может послужить «Je t’aime» Лары Фабиан.Бэлтинг
Это сильный и эмоциональный прием, который формируется в грудном регистре; для него характерно объемное звучание. Благодаря данной технике возможно достичь верхних нот с характерной силой и объемом, украсить выступление, показать искусное владение голосом. К данной технике часто обращаются в поп-музыке, а также в мюзиклах, роке, и блюзе. Метод нашел широкое применение в творчестве Whitney Houston. В песне «I have nothing» такой звук можно отчетливо проследить в припевах.Тванг
Техника, отличительная черта которой – пронзительное и резкое звучание. Этот прием часто используют для увеличения громкости и звонкости звучания. Как исполнить тванг? Поднимаем гортань и стараемся ее сузить, важно, чтобы язык находился в высоком положении, а выдох контролировался. Окраска звука создается при помощи назального звучания. Характерный пример: Rihanna – «Diamonds».Брейк в вокале
Это метод, при которой исполнитель переходит от низких нот к высоким или наоборот, создавая впечатление своеобразного «разрыва». Обычно брейк используется для добавления эмоциональной окраски, выделения отдельных слов или фраз, создания драматического настроения. Музыкальные произведения, в которых прослеживается брейк: Muse – «Feeling Good», Тина Кузнецова – «Ваня».
Йодль
Особенный прием пения без слов, отличительная черта которого – быстрое переключение голосовых регистров, чередование грудных и фальцетных звуков. Звучание данной техники описывает своеобразный «рывок», при этом голос вокалиста переходит из высокого и легкого регистра в более низкий и мощный или наоборот. Йодль исполняется путем модуляций звука всего на четырех гласных. Примеры исполнения: Beyoncé – «Halo», Alex Florea – «Yodel It!».Субтон
Звучание идет совместно с выдыхаемым воздухом, своеобразное пение «с придыханием». Данный вокальный прием создает особый характер звука, способный передать эмоции и чувства исполнителя. Примеры: Лиззи Макэлпайн в песне «Erase me», Billie Eilish – «Bad guy», Mariah Carey – «My All».Фальцет
Виды вокальной техники порой очень похожи, отличаются лишь элементами, которые заметит только профессионал. Фальцет подобен субтону, однако происходит в головном регистре. Звучание приятное и расслабленное, часто можно проследить в творчестве Билли Айлиш, например «Isn’t it lovely». Контраст яркого двухголосного прехоруса с первой фразой припева создает очень нежное звучание.Филировка звука
Техника ярких эффектных переходов: крещендо – усиление громкости и диминуэндо – уменьшение громкости. Технику стоит использовать в любой песне, где встречаются длинные ноты: так открывается возможность придать исполнению эмоциональное звучание, индивидуальную окраску и харизму.Атака звука
Способ звукоизвлечения, для которого характерно чередование различных атак для создания окраски голоса. Ярким примером служит исполнение Britney Spears в бридже хита «One more time».Расщепление
Вокальная техника, при которой к чистому извлекаемому звуку, добавляется другой звук, нередко имеющий немузыкальную природу. Прием позволяет добавить совершенно новое звучание даже старым песням. Помните, голосовые связки могут травмироваться, поэтому мы советуем тренироваться с педагогом в вокальной школе. Приемы расщепления часто используются в творчестве Christina Aguilera, Bette Davis и Guano Apes.Обертоновое пение
Вокальная техника, позволяющая издавать основной тон и несколько дополнительных обертонов одновременно. Это не только прием, но и своеобразная духовная практика, часто ассоциируется с шаманскими действиями. При этом данная форма пения встречается в различных культурах и является сложной, помогает развивать голос.Другие техники
Помимо рассмотренных выше есть еще много способов украсить песню, внести в неё яркие нотки и индивидуальность. Большое распространение получил битбокс – отдельное направление, элементы которого часто встречаются в эстрадном вокале. Нередко исполнители применяют свист для усиления эмоциональной окраски, скэт, как мелодику-ритмическую импровизацию для имитации музыкальных инструментов.
Основные вокальные эффекты
Глиссандо
Своеобразный прием извлечения звука, происходит скольжение от одной ноты к другой, пропуская остальные ноты, находящиеся внутри первой и последней. Глиссандо в пении характеризуется интенсивным перемещением звука по полутонам от нот нижнего регистра к верхнему и наоборот.Мелизмы
«Украшения» песни, способные передать всю красоту ее звучания. В основе мелизмов своеобразные рисунки: пять нот без полутонов на мажорной или минорной пентатонике. Трели, пробежки, петли, завитки – исполнители экспериментируют над звучаниями, придавая всё новые краски своему исполнению.Вибрато
Колебания высоты, силы, громкости звука для создания эмоциональной неоднородности. Вибрато в вокале – своеобразные узоры, благодаря которым голосу придается теплота, плавность. Вибрато различается по частоте колебаний и по амплитуде звуковой волны.Свистковые ноты
В головном регистре являются самыми высокими нотами, лежащими выше фальцета и напоминающие звук свистка. Данный регистр украшает эстрадное пение своей необычностью и яркостью. Вокальный эффект звучит во многих моментах песен таких исполнителей, как Christina Aguilera, Vitas.
Как развивать вокальные техники?
Для развития вокальной техники важно уделять внимание дыхательным упражнениям и разогреву голоса. Несколько шагов позволят стать ближе к освоению вокальных техник, однако лучших результатов можно достичь в школе с педагогом, который поможет избежать ошибок. Рекомендуем изучать различные вокальные приемы и использовать их на практике. Регулярные репетиции – залог успешного музыкального выступления. Вокальные техники можно осваивать благодаря специальным упражнениям. Например, тванг нарабатывают имитированием резонирующего кваканья или подражания мяуканью кошек. Не стоит забывать о правильном дыхании. Начните с глубокого дыхания для укрепления диафрагмы. Попытайтесь вдыхать через нос и выдыхать через рот, сосредотачиваясь на полном использовании легких. Помните, что перед началом занятий нужно разогреть голос. Используйте простые упражнения, например, протяжно пропевайте гласные звуки для подготовки голосовых связок. Найдите общее и различное у вокальных приемов. Каждый стиль обладает своими особенностями и техникой, которые позволят вам расширить свои певческие навыки. Учитесь выделять звуки, начиная с простых и постепенно усложняя их. Можно использовать зеркало, чтобы следить за положением рта и языка. Также советуем записывать исполнение на диктофон или видео – так будет возможность следить за прогрессом. Осваивая новые вокальные техники, не забывайте заботиться о своих голосовых связках и излишне их перенапрягать – это может пагубно сказаться на голосе.